ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ    ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

 

0313  Дошкольное образование

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

 

 

 

                                                                                                            Вводится   в действие  с 1 сентября 2002 г.
 
 
 
1.1. Специальность 0313 Дошкольное образование утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07 2001 г., № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

 

   1.2.Формы освоения основной  профессиональной  образовательной программы по специальности  0313 Дошкольное образование:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

 

    1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности  при очной форме обучения, образовательная база приема 

Нормативный  срок  освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования -  2 года 10 месяцев.

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев/ 4 года 10 месяцев

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат  об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием  о полученном  уровне общего образования и оценками  по дисциплинам Базисного  учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.

 

   1.4. Квалификации выпускника:

- воспитатель детей дошкольного возраста;

- воспитатель детей дошкольного возраста  и  (в соответствии с программой дополнительной подготовки).

  1.4.1. Перечень программ дополнительной подготовки:

  1.4.1.1.  Дополнительные квалификации:

- руководитель малокомплектного дошкольного образовательного учреждения;

- руководитель физического воспитания;

- руководитель музыкального воспитания;

- руководитель изобразительной деятельности;

- воспитатель дошкольных учреждений компенсирующего вида;

- воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и (или)   речевого развития;

- воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками зрительного или слухового восприятия;

- воспитатель дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- педагог-организатор студии (кружка) ритмики и хореографии;

- воспитатель дошкольных учреждений для детей с отклонениями в

эмоционально-личностном развитии и поведении;

- воспитатель национального дошкольного образовательного учреждения.

 

   1.4.1.2. Дополнительные области знания:

- иностранный язык;

- семейное воспитание;

- театрализованная деятельность;

- воспитание детей раннего возраста;

- экологическое воспитание;

- новые информационные технологии и использование компьютерной техники в дошкольном образовательном учреждении.

 

   1.5. Квалификационная характеристика выпускника

 

    Специалист готовится к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида, а также к воспитанию дошкольников в домашних условиях.

    Основные виды деятельности выпускника:

    воспитательно-образовательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами  дошкольных учреждений; создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация содержательной жизни детей и руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, общения, бытовой, трудовой);  осуществление личностно- ориентированного подхода в работе с детьми на основе изучения ребенка, анализа обученности и  воспитанности   и проектирования развития его личности; обеспечение охраны жизни и здоровья детей; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;

     учебно-методическая  - планирование воспитательно-образовательной работы на основе изучения образовательных программ, учебно-методической литературы, преобразования информации об окружающем в доступную дошкольникам;  проектирование воспитательно-образовательной деятельности на основе анализа достигнутых результатов;

     социально-педагогическая  - консультативная помощь в овладении родителями практически значимых для них положений дошкольной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста; создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром. Защита интересов и прав детей.

     повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства - самообразование в области педагогики,   психологии, содержания и методики воспитательно-образовательной работы; совершенствование профессиональных умений на основе анализа и самоанализа педагогической деятельности;  развитие специальных умений в тех областях деятельности, обучение которым осуществляется в дошкольных учреждениях  (изобразительная, музыкальная, физкультурная, выразительное чтение ).

Выпускник должен  уметь:   проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и  оценки достигнутого уровня  развития, воспитанности и обученности детей; организовывать содержательную жизнь детей; руководить основными видами деятельности дошкольников; обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействовать с дошкольником; изучать на основе наблюдений личность дошкольника,  выявлять его затруднения и оказывать ему содействие; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, медицинский работник), и родителями; владеть умениями и навыками в области тех видов деятельности, которым  педагог обучает дошкольников; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями и навыками самообразования.

   Выпускник должен знать: основные документы о  правах  ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон об образовании; Государственный образовательный стандарт дошкольного образования);  цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения  и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики руководства разными видами деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка  и организации безопасности его жизнедеятельности; основы организации дошкольного учреждения и управления им. 

 

   1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0313 Дошкольное образование , подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по родственной специальности группы 030000 Педагогические специальности в сокращенные сроки.