ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

            СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

           ГОСУДАРСТВЕННЫЕ    ТРЕБОВАНИЯ

         к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0312  Преподавание в начальных классах

        (повышенный уровень среднего профессионального образования)

 

 

 

       Вводится   в действие  с 1 сентября 2002 г.

 

 
 
1.1. Специальность 0312 Преподавание вначальных классах утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07 2001 г., № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2.Формы освоения основной  профессиональной  образовательной программы по специальности  0312 Преподавание в начальных классах:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

 

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности  при очной форме обучения, образовательная база приема 

Нормативный  срок  освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования -  2 года 10 месяцев.

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев/ 4 года 10 месяцев

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат  об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием  о полученном  уровне общего образования и оценками  по дисциплинам Базисного  учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.

 

1.4. Квалификации выпускника:

- учитель начальных классов;

- учитель начальных классов  и  (в соответствии с программой дополнительной подготовки).

1.4.1. Перечень программ дополнительной подготовки:

 

1.4.1.1.  Дополнительные квалификации:

-         воспитатель.

 

1.4.1.2. Дополнительные области знания:

- иностранный язык;

- родной (национальный) язык и литература;

- основы безопасности жизнедеятельности;

- информатика;

- коррекционно-развивающее образование;

- физическая культура;

- воспитание детей дошкольного возраста.

- социально-гуманитарные дисциплины;

- русский язык и литература;

- математика;

- психология;

- изобразительное искусство;

- музыкальное  воспитание;

- технология;

- ритмика и хореография;

            - семейное воспитание;

             - педагогика дополнительного образования.

 

1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник готовится к работе в качестве учителя начальных классов в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми младшего школьного возраста в других воспитательно-образовательных учреждениях.

Основные виды деятельности учителя начальных классов:

 образовательно-воспитательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами  начальной школы; обеспечение уровня подготовленности младших школьников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начальных классов школы; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения детей, анализа их обученности и  воспитанности, проектирования развития  личности школьников; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;

 учебно-методическая  - планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания с учетом анализа достигнутых результатов;

социально-педагогическая  - разъяснение  родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства - самообразование в области педагогики,   психологии, содержания и методики образовательно-воспитательной работы; совершенствование профессиональных умений на основе анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Выпускник должен  уметь:   проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и  оценки достигнутого уровня  развития, обученности и воспитанности детей;  организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников; взаимодействовать (сотрудничать) с младшим школьником; изучать на основе наблюдений личность детей,  выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести педагогическую работу с родителями; квалифицированно владеть теми умениями и навыками, которым  педагог обучает школьников (чтение, письмо, счет, рисование, музыкальная деятельность, обслуживающий труд, физкультура); пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями и навыками самообразования, учебно- исследовательской работы.

Выпускник должен знать: основные документы о  правах  ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Закон об образовании; Государственный образовательный стандарт начальных классов школы);  цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения  и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младшего школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения  безопасности  жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им. 

 

1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0312 Преподавание в начальных классах , подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по родственной специальности группы 030000 Педагогические специальности в сокращенные сроки.